СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ. - В.В. Котенко, К.Е. Румянцев, С.В. Поликарпов

    во-вторых, эта теория изначально предназначалась для фундаментального теоретического обеспечения возрастания роли ИТК, закономерного в условиях научно-технического прогресса.
    Полученный вывод подчеркивает самостоятельную роль теории информации в общей системе научных знаний. Кроме того, что особенно важно, он позволяет обозначить целесообразного применения теории, выход за границы которой может привести к ошибочным результатам. Это означает, что традиционная теория информации предназначена исключительно для решения задач обработки и передачи информации технической коммуникации (телекоммуникации) и применение ее по иному назначению требует определенной осторожности.
    Основываясь на введенной классификации можно конкретизировать особенности, свойственные обмену информацией в процессе коммуникации:
    1. Информация, получаемая путем коммуникации, обязательно имеет определенную форму, вид которой является общим для всех источников, участвующих в обмене информации;
    2. Вид формы информации технической коммуникации всегда подвергается изменению (кодированию) в процессе коммуникации.
    Для определения природы и содержания понятия «формы информации» вернемся к принятой ранее гипотезе о том, что получение информации является важнейшей потребностью жизнедеятельности человека. Аналогичной потребностью без сомнения является и получение воды. При этом, если мы говорим о передаче воды одним лицом другому, то имеем в виду форму определенного вида: стакан воды, кружка и тому подобное. В случае, когда для производства и доставки воды используются специальные технические системы (заводы, транспорт), она поступает потребителям в виде форме (например, в форме вида бутылки), после чего каждый из них меняет вид этой формы к виду удобному для потребителя (например, стакан или бокал). Проекция этих рассуждений на процесс получения информации путем коммуникации во многом объясняет введенное понятие «форма информации», однако не позволяет в полной мере раскрыть его характер. Причиной этого является парадокс, свойственный обмену информацией. В свое время его гениально отразил великий писатель и драматург Б.Шоу в одном из своих высказываний. Дословно оно звучало так: если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, то при обмене у нас окажется по яблоку; если у меня есть идея и у вас есть идея, то при обмене у нас окажется по две идеи. Развивая мысль писателя сформулируем этот парадокс.
    Парадокс Шоу. Информация, получаемая путем коммуникации, имеет двойственный характер, у которого логическая и материальная составляющие проявляются одновременно.
    Значение парадокса Шоу заключается в том, что он устанавливает целесообразность двух уровней представления процессов технической коммуникации (телекоммуникации): логического и материального. На логическом уровне обобщенная схема телекоммуникации отображается в виде, приведенном на рис.2. Источник информации (ИИ) формирует сообщения u , которые подвергается кодированию (К).



Страница 12 | Предыдущая Страница | Следующая Страница | Содержание
Хостинг от uCoz